Проявка ПФГ-04

Supported by http://www.holography.ru
Ольга

Проявка ПФГ-04

Post by Ольга »

В уроках по гологр. хорошо описан процесс проявки ПФГ-03. Кстати, где эти пластинки можно приобрести? Мне же приходится работать с ПФГ-04 (куплены на заводе "Славич").Подскажите, пожалуйста, где можно найти подробное описание проявки таких пластинок? Есть описание технологии проявки, кот. кто-то когда-то пользовался, и получал хорошие рез-ты. Но у меня, в лучшем случае, объект (монеты) виден слабо. Запись аргоновым лазером на дл. волны 488 нм. Экспозиция (найденная опытным путем) 30-40 сек. при мощности 120 мВт.
meduza_k@mail.ru
Holos

Проявка ПФГ-04

Post by Holos »

Сейчас БХЖ редко кто занимается. А раньше, лет 15 назад, мы даже серийно выпускали кулоны на БХЖ. Мне пришлось с нуля разрабатывать серийную технологию изготовления голограмм на серийных же пластинках БХЖ - ПФГ-04. Сразу скажу, что пластинки на "Славиче" получились замечательные. Удалось и технологию создать достаточно простую. Только две большие проблемы остановили развитие БХЖ - их низкая чувствительность (на два порядка ниже, чем у ПФГ-03) и низкая влагостойкость голограммы.
Поэтому, прежде всего Вам нужно точно измерить энергию экспонирования. Если использовать фотодиод ФД-7 с диафрагмой 3 мм, пересчетный коэффициент для длины волны 488 нм можно найти в уроке № 7 "Экспозиция" (раздел "Технология") - 280. Если у Вас одна монета, то времени экспонирования 30 сек может быть и достаточно. Обязательно проверьте жесткость схемы записи и самого объекта. Все должно быть приклеено или привинчено. И никакого картона или бумаги.
Но самое главное для БХЖ – правильно проявить голограмму. К сожалению, БХЖ-пластинки задубливаются со временем и для них нужно постоянно подбирать ТЕМПЕРАТУРУ обработки – от 18С для свежих и до 60С-70С для старых пластинок. Яркость изображения растет с увеличением температуры. Но с какого-то момента появляется белесая вуаль (начинается разрыв молекул желатины).
А обработка голограмм простейшая:
1. Вода – 3 мин (ванночку покачивать)
2. 50%-й изопропиловый спирт – 2 мин (ванночку покачивать!)
3. 80%-й изопропиловый спирт – 2 мин (ванночку покачивать!!)
4. 100%-й изопропиловый спирт – 2 мин (ванночку покачивать!!!)
Обрабатывать голограммы желательно в сухом помещении, с влажностью менее 40%. Если влажность высокая, после последнего спирта надо опустить голограмму в горячий (70С-80С) изопропиловый спирт (будьте осторожны – работайте под вытяжкой) на полминуты и после этого сразу поместите в термостат с такой же температурой. В горячем состоянии голограмма не впитывает влагу и может сохраняться очень долго. Через полчаса, когда весь спирт испарится из голограммы и появится изображение, ее можно вынуть из термостата, посмотреть качество и СРАЗУ заклеить защитным стеклом с помощью водостойкого клея, например, прозрачным оптическим клеем "Оптэк".
Hloya

Проявка ПФГ-04

Post by Hloya »

Ув. Holos, форумчане,

Обрабатываю ПФГ-04 как Вы написали. В 50% ванночке голограмма яркая и красивая, а потом все на смарку...Обидно... :( В последней ванночке со 100% спиртом появляется не то что вуаль белая, а прям налет как вата или паутина. Причем налет сначала появляется на краях, а потом доходит до середины пластины. Бывает так, что экспонированные участки не белеют, хотя чаще всего белеют...Вы написали, что происходит разрыв молекул от температуры, но у меня температура растворов не превышает 30 град., а пластины белеют? :(

После 2-х минут в 100% ванночке, желатин все равно сырой и липкий. После ложу в духовку на просушку при температуре 40-60 град, но голограмма исчезает постепенно - остается только рельеф, а цвет пропадает.
Пробовала сушить феном, но этого мало...

Подскажите пожайлуста, что это может быть? Что я не так делаю?
У Вас есть совет нагреть спирт до 70-80 град. Еще не пробовала - а как Вы это делаете? В духовке можно?

Помогите советом,
Спасибо
smirholo

Проявка ПФГ-04

Post by smirholo »

Самый простой и недорогой способ , особенно для начала работы.
После съемки , промывка в воде при температуре от 20 до 40 градусов в зависимости от срока хранения пластинок и их задубленности 10 мин.
Потом сразу в 100% изопропиловый спирт на 5 мин и после этого сразу на горячую плиту при 100-110 градусов хорошо подходит утюг... мокрый палец шипит, эмульсией наружу и смотреть как появляется изображение. Потом через 30 -40 пластинок 76х76 мм этот спирт можно использовать для первой спиртовой ванны, а окончательную обязательно налить 100% -й . и т.д. 3-4 ванну в перегонный куб и опять можно работать.
Голограммы получаются изумительные, но как их сохранить ? Эту проблему по-моему к сожалению никто так и не решил. Некоторые, голограммы которым более 20 лет до сих пор хорошие даже без герметизации, другие исчезли.
Hloya

Проявка ПФГ-04

Post by Hloya »

Спасибо, буду пробовать :D
holos

Проявка ПФГ-04

Post by holos »

У вас либо недодержка при экспонировании голограммы, либо температура спиртов высокая. Эти вещи связаны между собой. Вы можете держать постоянной температуру спиртов и увеличивать время экспозиции, пока голограмма не перестанет мутнеть или при постоянной экспозиции постепенно уменьшать температуру. Начните с первого варианта, мне почему-то кажется, что у вас недодержка. Несколько важных вопросов.
1. Вы смогли замерить освещенность фотопластинок?
2. Когда изготовлены фотопластинки? Дата написана на коробке.
3. Какая влажность в помещении?
4. Вы меряете концентрацию спиртов?

И нагревать спирт в духовке (на электроплитке, электрочайнике и т.д.) нельзя – опасно, да и запахов будет – по всей кухне.
Самый безопасный и удобный способ – нагреть до 80-90 градусов кастрюлю с водой и медленно опустить в нее бутылку или колбу со спиртом. Желательно, с узким горлышком, чтобы спирт не так сильно испарялся. Засунуть в горлышко мешалку и градусник и мешать, пока температура не поднимется до нужной величины.

Если вы живете в Москве, приезжайте ко мне в студию, я вам всю технологию расскажу и голограммы покажу.
Hloya

Проявка ПФГ-04

Post by Hloya »

Спасибо большое за Ваш ответ и приглашение, но до Москвы далековато, я в Киеве...Если буду проездом, тогда обязательно...

По поводу недодержки. Я записываю ДР диаметром 15 мм, зеленым лазером 15 мВт, 35 мин. У меня с таким временем лучший результат...Пробовала дольше - уже горит....

Ответы:
1. Я измеряла по методу даному в 25 уроков. Вышло 662 сек. Но на деле маловато... Может где в расчетах ошиблась..
2. пластинки сентябрьские
3. не меряла, сделаю
4. нет, я взвешиваю на весах воду дистиллированную и развожу 100% спирт

Я решила проблему с молочной пленкой - замочила после экспонирования на 2 мин в закрепителе. Затем вода 5 мин , спиртовые ванночки 35, 70, 91, 100% при комнатной температуре. Потом феном минут 5, но показалось мало и еще в духовку на 2 часа положила. Получилась яркая и прозрачная голограммка.

Но проблема в том, что сильный сдвиг в красную область, зеленый цвет виден только под очень косым углом. Такой же результат, когда проявляла как посоветовал smirholo выше.
Чтобы это значило? Может посоветуете, как избежать этого сдвига?
Dmitry

Проявка ПФГ-04

Post by Dmitry »

Молочная муть на 04 ,как я помню, по двум причинам:
Высокая температура проявки или вода в 100% спирте.
Иногда, перед проявкой, если эмульсия уж слишком мягкая и тепература проявки ниже чем вода в кране - голограммы слегка дубили.
5-7 секунд некогерентной мощной засветкой (галогеннная лампа 1000 вт). ДЭ заметно не падала но мути небыло.
В итоге процесс был такой:
Экспозиция
Засветка
Вода 3 минуты
30%
50%
100%
100% (Два раза именно потому что нельзя воду на выходе)
Термостат 100 градусов 15-20 минут
Заклейка.

Возможно не самый правильный процесс, но мы работали так.
holos

Проявка ПФГ-04

Post by holos »

Да, пластинки достаточно свежие. Для свежих пластинок рекомендуется обязательное ТЕРМОДУБЛЕНИЕ в термостате при 100С перед химобработкой (хотя я не любил такую температуру – вода уходит из слоя, всегда ставил 90С). Время подбирается экспериментально. По моему опыту, до 40 мин.
Лампочкой дубить, наверное, тоже можно, но все же в термостате надежнее.
Со временем БХЖ поддубливается (хром сам по себе начинает сшивать молекулы желатины) и время термодубления нужно уменьшать. Примерно через полгода термодубление уже не требуется и, наоборот, нужно постепенно повышать температуру воды и спиртов. Годовые пластинки мы проявляли при 50-60С. Как видите, температура является важнейшим параметром обработки, и контролировать ее нужно постоянно.

По измерениям. Жалко, что вы не написали, каким лазером пишете голограммы (раньше вы писали про аргоновый лазер и экспозицию 30-40 сек). Но по времени экспозиции похоже, что это непрерывный лазер на неодиме. У такого лазера длина волны 530 нм. Это далеко не лучшая длина волны для БХЖ, она имеет хорошую чувствительность только в сине-зеленой области спектра. Даже 514 нм (аргон) уже на пределе. Дальше идет резкий спад чувствительности. Красный свет БХЖ не чувствует вообще (зато можно спокойно работать при ярком красном свете). И 35 мин – это ОЧЕНЬ большая экспозиция. Нужно принимать серьезные меры для механической стабилизации голографической схемы.

Второй 100%-й спирт весьма желателен и температуру его можно спокойно повысить до 60-70С, тогда яркость голограммы заметно возрастет (если голограмма хорошо задублена и проэкспонирована, иначе – опять «молоко»). А закрепитель не используйте – лишнее.

Влажность в помещении нужно измерять ОБЯЗАТЕЛЬНО. При высокой влажности, более 60%, вода из воздуха проникает в желатиновый слой и «убивает» голограмму. Желательно иметь влажность не более 40%. При более высокой влажности как раз и помогает второй, горячий 100% спирт. Прогретая в нем голограмма становится устойчивой к проникновению влаги и ее можно спокойно вытаскивать на воздух, но сразу помещать в термостат при 100С. После прогрева 15-20 мин (тут Dmitry совершенно прав) голограмма «выдает» всю свою яркость. Но успокаиваться не стоит – при охлаждении голограмма может быть опять атакована влагой воздуха и просто исчезнуть. Были у нас такие промашки, когда мы оставляли вечером на столе свежезаписанные голограммы (дело было летом), а утром обнаруживали прозрачные стекла – влажный воздух съедал все изображение. Лучше всего писать голограммы на БХЖ зимой. В любом случае необходимо защитить готовую голограмму стеклянной пластинкой. Клеить пластинку к голограмме нужно по всей площади прозрачным, оптическим клеем.

По цвету – самый серьезный вопрос. Во-первых, из-за обработки в изопропаноле, у БХЖ-голограмм ВСЕГДА наблюдается сдвиг цвета в сторону больших длин волн. Это связано с удержанием воды в желатиновом слое. Контролировать можно только степень этого сдвига. Тут можно много и долго говорить, но, если очень кратко, то цвет определяется экспозицией. Чем больше экспозиция, тем меньше сдвиг. Мы добивались сдвига, комбинируя величины экспозиции и дубления, не более 10 нм. Но тут есть такая неприятность – чем меньше сдвиг, тем меньше и яркость голограммы. Яркость вещь субъективная – на самом деле при этом просто сужается спектр голограммы, а его максимум даже увеличивается, заводя ДЭ за 90%. Что очень полезно для ГОЭ.

Привожу последовательность обработки ПФГ-04, которую мы использовали несколько лет, и которая легла в основу официальной методики от «Микрона»:

1. Экспонирование в соответствии с чувствительностью:
- на длине волны 488 нм - 150 мДж/кв. см
- на длине волны 514 нм - 350 мДж/кв. см
- на длине волны 530 нм - ? (может быть, и более 1Дж/кв. см)
2.Дубление в термостате при 100С – 0-60 мин (в зависимости от срока хранения пластинок).
3. Химобработка при температуре 18-60С (в зависимости от срока хранения пластинок)
- вода – 2 мин
- 50%-й изопропил – 2 мин
- 70%-й изопропил – 2 мин
- 100%-й изопропил – 2 мин.
4. Погружение на 1 мин в горячий изопропил, 60-70С.
5. Помещение в термостат при 100С – 15 мин.
6. Защита покровным стеклом.

При хорошей «настройке» технологии можно получит чудесные, яркие голограммы.
dcg pendant.jpg
dcg pendant.jpg (63.74 KiB) Viewed 8677 times
P.S. Я не рассказал и 20% всей технологии получения БХЖ-голограмм. Но смогу вас заверить – при определенной настойчивости можно легко преодолеть все трудности и добиться стабильной, надежной технологии. И все эти трудности сразу окупятся, когда вы получите голограммы высокого, да что там говорить, самого высокого по сравнению с другими пластинками и технологиями, качества.
holos

Проявка ПФГ-04

Post by holos »

Решил добавить график, иллюстрирующий изменение ширины и положения спектра восстановления БХЖ голограмм в зависимости от энергии экспонирования. Тестовые голограммы зеркала были записаны мной много лет назад и измерены на спектральном комплексе КСВУ-23, адаптированном для измерения характеристик голограмм.
spectrum of DCG_02.jpg
spectrum of DCG_02.jpg (119.94 KiB) Viewed 8642 times
Графики наглядно показывают, что с увеличением энергии экспонирования спектр сужается и приближается к длине волны записи. Небольшой кардибалет с энергиями 100 и 200 мДж/кв. см может быть вызван ошибками измерения, но общей тенденции он не портит. В этой работе мне помогала студентка-дипломница, с которой мы вели исследования по записи цветных голограмм, потому так аккуратно подписан график и подсчитаны цветовые координаты.
Я храню все свои рабочие тетради, с первого рабочего дня в лаборатории, и до сих пор они являются для меня источником экспериментальных данных, порой, просто уникальных, важность переосмысления которых и просто применения в текущей работе трудно переоценить.
Чего и вам желаю.
Locked