Портретная голография как бизнес - идея
Posted: Sun Nov 08, 2009 3:30 pm
Идея хорошая, но не новая. За 17 лет работы нашей студии практически ежегодно приходилось обсуждать аналогичные проекты с заинтересованными гражданами, в т. ч., и с зарубежными. Самый крутой проект случился лет десять назад. Один богатый американский дантист так восхитился голографией, что решил создать целую сеть студий по всей Америке. Копирование голограмм предполагалось делать в России – у бизнесмена была собственная авиакомпания. Расчетные параметры были головокружительными – по 10 портретов в день в 10 студиях. Т. е. по 100 портретов в день! Месяц я составлял технический проект. Связался с Питером по вопросу изготовления импульсных установок, с Переславлем – именно там, в филиале ГОСНИИХИМФОТОПРОЕКТа, или на самом заводе «Микрон» была наиболее целесообразна организация копирования голограмм на 10 (!) установках. Согласовал все основные технические и экономические параметры, написал бизнес-план, получил за это неплохой гонорар. Но, на злобу дня, случился дефолт, и этот уникальный проект канул в Лету.
Последним большим проектом, в котором я участвовал в качестве эксперта, была организация студии в г. Дубай (ОАЕ) на базе установки «Геолы». Сейчас работаю с Индией, но дела из-за кризиса идут очень вяло. А наша студия до сих пор пишет портеры и композиции, правда, в гораздо более скромном режиме.
Выжимая сухой остаток их многих проектов, и учитывая опыт нашей студии, назову ключевые условия, необходимые для реализации современного и успешного бизнес-проекта в области портретной голографии.
1. Полное техническое и технологическое обеспечение голографической студии, исходя из размера голограммы не менее, чем 40*60 см.
2. Оснащение студии постановочными реквизитами, привлечение художника-постановщика.
3. Размещение студии в хорошо посещаемом культурном центре.
4. Наличие выставки голограмм и магазина голограмм в пределах шаговой доступности до студии, лучше всего, в едином комплексе.
5. Организация активной рекламы, открытие собственного сайта в Интернете.
А сейчас хочу остановиться на очень важном вопросе, касающемся безопасности клиентов студии при записи портрета импульсных лазером. В первую очередь, безопасности их глаз. Меня постоянно спрашивают об этом, и я постоянно отвечаю, что есть методики расчета предельно допустимых уровней (ПДУ) освещенности глаз и конкретный расчет по нашей импульсной установке дает многократный запас «прочности». К этому расчету и перехожу.
Вот ссылка http://www.holoshop.ru/ebooks/snip.rar на весьма полезный в решении данного вопроса документ: «Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров», выпущенное Министерством Здравоохранения СССР специально для Министерства Электронной Промышленности, которое как раз и занималось разработкой и изготовлением лазеров. Издание 1982 года. Как и большинство служебных инструкций, это пособие написано «угловато», с малопонятными терминологическими закидонами, но ничего не поделаешь, на безрыбье… За это время появилась новая редакция Норм (см. раздел форума «Публикации»), но она написана совсем уж заумно, поэтому я воспользуюсь старыми Нормами, так как в свое время рассчитывал ПДУ именно по этим Нормам.
Для проведения расчета нужно внимательно прочитать пункт 1.37. Перечня основных понятий, определений и терминологии: «Энергетическая экспозиция (экспозиция) (Дж/кв. см) – отношение энергии излучения, падающей на рассматриваемый участок поверхности, к площади этого участка…» и применить формулу (1) из главы 3 «Предельно допустимые уровни лазерного излучения»:
H = H1*k,
где H – расчетная экспозиция для первичных эффектов, H1 – исходная экспозиция для максимального зрачка глаза, в зависимости от длительности взаимодействия t и углового размера a источника излучения, Табл. 2, k – поправочный коэффициент на длину волны лазерного излучения и диаметр зрачка глаза, Табл. 3.
Переходим к добыванию исходных данных для расчета ПДУ для нашей установки, рис. 1, 2.
Сразу оговорюсь, что, для надежности вычислений, значения некоторых параметров я буду брать с округлением в сторону увеличения экспозиции, т. е. сознательно ужесточая ситуацию. Итак,
- энергия лазера – 1 Дж,
- длительность импульса – 20 нсек,
- диаметр пучка на матовом диффузоре – 18 см,
- расстояние от центра диффузора до центра голограммы – 40 см,
- расстояние от глаза до центра голограммы – 40 см,
- размер зрачка глаза максимальный – 8 мм,
- диаметр пучка в плоскости глаза – 40 см.
Из рис. 2 видно, что угол между основной осью схемы, проходящей через глаз и центр голограммы, и освещающим пучком равен 45 градусам. Эффективный диаметр освещающего пучка на диффузоре, с учетом этого угла равен 13 см. Применив в расчете простейшие формулы тригонометрии, получим величину углового размера a пучка на диффузоре 0,23 радиана. Используя данные Таблиц 2 и 3 получим предельно допустимый уровень экспозиции:
H = 1 мДж/кв. см
Неплохо. Поехали дальше. Определим, реальную энергетическую освещенность глаза. Для этого нужно знать площадь освещающего пучка в плоскости глаза. При диаметре 40 см его площадь равна 1256 кв. см. Энергия пучка с учетом отбора 10% на опорный пучок и 20% потерь на разводящей оптике, в плоскости обеих диффузоров составит 0,72 Дж. Плоскость расположения глаз составляет с освещающим пучком угол 45 градусов. Следовательно, реальная экспозиция равна:
Hr = (0,72*Cos(45))/1256 = 0.41 мДж/кв. см
(Уфф, вытер пот со лба – уложился в ПДУ).
Очень хорошо. А теперь снимем ограничения, введенные в этом приближенном расчете:
- наличие неактиничного освещения в съемочной кабине позволяет уменьшить зрачок глаза до 5 мм и менее,
- реальный размер освещающего пучка в плоскости глаза больше, чем 40 см.
Учет этих и некоторых других факторов доводит реальную энергетическую освещенность Hr в плоскости глаз до уровня 0,3 мДж/кв. см, т. е. до уровня в 3 раза меньшей ПДУ!
Что и требовалось доказать.
А теперь добавим ложку дегтя в такую замечательную бочку с медом. Хотя расчеты показывают совершенно безопасный уровень освещенности глаз при записи мастер голограммы, все эти расчеты и измерения должен проводить не я, а специалисты из лаборатории РОСТЕСТа и оформлять их в виде официального Сертификата Безопасности с солидными печатями и подписями. И должен висеть этот сертификат в студии на стеночке в приличной рамочке и подтверждаться каждый год. А стоимость сертификации такой сложной установки стоит очень и очень приличных денег. И, что самое печальное, мою установку даже и сертифицировать не будут, потому, что согласно тем же Нормам лазер и вся разводящая оптика должны быть надежно отгорожены от обслуживающего персонала во избежание случайного попадания лазерного пучка или его отражений в их нежные глаза. А у меня установка открытого типа, что позволяет экспериментировать со схемами освещения объекта в очень широких пределах (см. Урок № 17 на нашем сайте http://www.holography.ru/les17rus.htm ). Импульсная установка «Геолы», например, размещена в большом ящике и совершенно безопасна, но на выходе имеются только два широких диффузных пучка, с которыми особо не пофантазируешь.
Итак, уважаемые коллеги, если у кого наметились серьезные планы по озвученному бизнес-проекту, приглашаю к себе на серьезный разговор. Но прошу приходить с деньгами. Большими деньгами .
Последним большим проектом, в котором я участвовал в качестве эксперта, была организация студии в г. Дубай (ОАЕ) на базе установки «Геолы». Сейчас работаю с Индией, но дела из-за кризиса идут очень вяло. А наша студия до сих пор пишет портеры и композиции, правда, в гораздо более скромном режиме.
Выжимая сухой остаток их многих проектов, и учитывая опыт нашей студии, назову ключевые условия, необходимые для реализации современного и успешного бизнес-проекта в области портретной голографии.
1. Полное техническое и технологическое обеспечение голографической студии, исходя из размера голограммы не менее, чем 40*60 см.
2. Оснащение студии постановочными реквизитами, привлечение художника-постановщика.
3. Размещение студии в хорошо посещаемом культурном центре.
4. Наличие выставки голограмм и магазина голограмм в пределах шаговой доступности до студии, лучше всего, в едином комплексе.
5. Организация активной рекламы, открытие собственного сайта в Интернете.
А сейчас хочу остановиться на очень важном вопросе, касающемся безопасности клиентов студии при записи портрета импульсных лазером. В первую очередь, безопасности их глаз. Меня постоянно спрашивают об этом, и я постоянно отвечаю, что есть методики расчета предельно допустимых уровней (ПДУ) освещенности глаз и конкретный расчет по нашей импульсной установке дает многократный запас «прочности». К этому расчету и перехожу.
Вот ссылка http://www.holoshop.ru/ebooks/snip.rar на весьма полезный в решении данного вопроса документ: «Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров», выпущенное Министерством Здравоохранения СССР специально для Министерства Электронной Промышленности, которое как раз и занималось разработкой и изготовлением лазеров. Издание 1982 года. Как и большинство служебных инструкций, это пособие написано «угловато», с малопонятными терминологическими закидонами, но ничего не поделаешь, на безрыбье… За это время появилась новая редакция Норм (см. раздел форума «Публикации»), но она написана совсем уж заумно, поэтому я воспользуюсь старыми Нормами, так как в свое время рассчитывал ПДУ именно по этим Нормам.
Для проведения расчета нужно внимательно прочитать пункт 1.37. Перечня основных понятий, определений и терминологии: «Энергетическая экспозиция (экспозиция) (Дж/кв. см) – отношение энергии излучения, падающей на рассматриваемый участок поверхности, к площади этого участка…» и применить формулу (1) из главы 3 «Предельно допустимые уровни лазерного излучения»:
H = H1*k,
где H – расчетная экспозиция для первичных эффектов, H1 – исходная экспозиция для максимального зрачка глаза, в зависимости от длительности взаимодействия t и углового размера a источника излучения, Табл. 2, k – поправочный коэффициент на длину волны лазерного излучения и диаметр зрачка глаза, Табл. 3.
Переходим к добыванию исходных данных для расчета ПДУ для нашей установки, рис. 1, 2.
Сразу оговорюсь, что, для надежности вычислений, значения некоторых параметров я буду брать с округлением в сторону увеличения экспозиции, т. е. сознательно ужесточая ситуацию. Итак,
- энергия лазера – 1 Дж,
- длительность импульса – 20 нсек,
- диаметр пучка на матовом диффузоре – 18 см,
- расстояние от центра диффузора до центра голограммы – 40 см,
- расстояние от глаза до центра голограммы – 40 см,
- размер зрачка глаза максимальный – 8 мм,
- диаметр пучка в плоскости глаза – 40 см.
Из рис. 2 видно, что угол между основной осью схемы, проходящей через глаз и центр голограммы, и освещающим пучком равен 45 градусам. Эффективный диаметр освещающего пучка на диффузоре, с учетом этого угла равен 13 см. Применив в расчете простейшие формулы тригонометрии, получим величину углового размера a пучка на диффузоре 0,23 радиана. Используя данные Таблиц 2 и 3 получим предельно допустимый уровень экспозиции:
H = 1 мДж/кв. см
Неплохо. Поехали дальше. Определим, реальную энергетическую освещенность глаза. Для этого нужно знать площадь освещающего пучка в плоскости глаза. При диаметре 40 см его площадь равна 1256 кв. см. Энергия пучка с учетом отбора 10% на опорный пучок и 20% потерь на разводящей оптике, в плоскости обеих диффузоров составит 0,72 Дж. Плоскость расположения глаз составляет с освещающим пучком угол 45 градусов. Следовательно, реальная экспозиция равна:
Hr = (0,72*Cos(45))/1256 = 0.41 мДж/кв. см
(Уфф, вытер пот со лба – уложился в ПДУ).
Очень хорошо. А теперь снимем ограничения, введенные в этом приближенном расчете:
- наличие неактиничного освещения в съемочной кабине позволяет уменьшить зрачок глаза до 5 мм и менее,
- реальный размер освещающего пучка в плоскости глаза больше, чем 40 см.
Учет этих и некоторых других факторов доводит реальную энергетическую освещенность Hr в плоскости глаз до уровня 0,3 мДж/кв. см, т. е. до уровня в 3 раза меньшей ПДУ!
Что и требовалось доказать.
А теперь добавим ложку дегтя в такую замечательную бочку с медом. Хотя расчеты показывают совершенно безопасный уровень освещенности глаз при записи мастер голограммы, все эти расчеты и измерения должен проводить не я, а специалисты из лаборатории РОСТЕСТа и оформлять их в виде официального Сертификата Безопасности с солидными печатями и подписями. И должен висеть этот сертификат в студии на стеночке в приличной рамочке и подтверждаться каждый год. А стоимость сертификации такой сложной установки стоит очень и очень приличных денег. И, что самое печальное, мою установку даже и сертифицировать не будут, потому, что согласно тем же Нормам лазер и вся разводящая оптика должны быть надежно отгорожены от обслуживающего персонала во избежание случайного попадания лазерного пучка или его отражений в их нежные глаза. А у меня установка открытого типа, что позволяет экспериментировать со схемами освещения объекта в очень широких пределах (см. Урок № 17 на нашем сайте http://www.holography.ru/les17rus.htm ). Импульсная установка «Геолы», например, размещена в большом ящике и совершенно безопасна, но на выходе имеются только два широких диффузных пучка, с которыми особо не пофантазируешь.
Итак, уважаемые коллеги, если у кого наметились серьезные планы по озвученному бизнес-проекту, приглашаю к себе на серьезный разговор. Но прошу приходить с деньгами. Большими деньгами .