Истинно цветные голограммы - возможно ли?

Supported by http://www.holography.ru
Gall

Истинно цветные голограммы - возможно ли?

Post by Gall »

holos wrote:Фотография Липпмана – это прообраз голографии, потому, что при формировании изображения используются принципы интерференции и дифракции. Но эти фотографии записываются БЕЛЫМ светом и дают МНОГОЦВЕТНОЕ изображение. К сожалению, до наших дней не дошло полное описание технологии получения фотографий Липпмана, сохранилось только небольшое количество самих фотографий. Дискуссии о фотографии Липпмана не стихают и по сей день. Но в принципах ее изготовления, возможно, кроется и ключ к получению многоцветных голограмм.
Так, а где я тогда читал, что Липпман клал только что изготовленную фотопластинку на ртутное зеркало?

Вроде бы физические принципы липпмановской фотографии как раз понятны, не очень ясны только технологические тонкости (как поливать, как прижимать к зеркалу, как проявлять и т.д.). Механизм появления цвета при этом, как я понимаю, тот же, что и в голографии Денисюка. Разница состоит лишь в том, что в липпмановской фотографии на каждую точку фотопластинки приходит свет только с одной точки изображения, за счет этого образующиеся интерференционные картины уменьшают яркость изображения не катастрофически. Мне кажется, что здесь дело в объеме информации, приходящейся на одну точку фотопластинки: в тонком слое ее хватает для записи голограммы, но не хватает для записи длины волны опорного пучка, в толстом слое хватает либо на отражающую голограмму на одной-двух-трех длинах волн, либо на фотографию на всех длинах волн, но на голограмму на всех длинах волн уже не хватает.

Интересная особенность фотографии Липпмана - ей хватает длины когерентности естественного белого света. С голограммой фокус, видимо, не пройдет. Хотя кто знает... Были какие-то работы на этот счет.
holos

Истинно цветные голограммы - возможно ли?

Post by holos »

Игорь, брось ты учебу, вникни в проблему. Ты уповаешь на широкополосное ОСВЕЩЕНИЕ, я же отталкиваюсь от широкополосного ОТРАЖЕНИЯ. Наши позиции немножко противоположны (гм…, звучит, как «немножко беременна»).

Image

Посмотрите на осенний листик. Я его и еще кучу других листиков снял для задуманной фотокомпозиции «Листопад» прошлой осенью. Дождался ясного дня, взял фотик, наволочку для фона, нашел живописный лесной уголок, набрал листьев и стал фотографировать. Но наволочка оказалась не очень удобным фоном – тени от листьев были достаточно сильными, что затруднило бы их обрезку в Фотошопе. К тому же парочка случайных прохожих посмотрела на меня очень подозрительно. Чтобы не оказаться в смирительной рубашке, я собрал все листья в сумку, пришел домой и, уже в комфортных условиях, на балконе, с белым фоном, оторванным от листьев, да еще подсвеченным лампой, чтобы листья стали как бы светиться изнутри, спокойно отснял все листики. Композиция получилась неплохой, даже опубликовал ее на фотосайте. И, когда мне предложили влиться в программу освоения мультиплексной голографии с прицелом на наши бескрайние просторы, и встал вопрос с поиском ударной композиции, показывающей все преимущества мультиплексной голографии (а кроме масштабирования изображения очень сильной ее стороной является возможность записи движущегося изображения), выбор однозначно пал на «Листопад».
Но вернемся к нашей теме и нашему листику. Посмотрите, он как бы красный. Темно-красный. Но разделите этот листик на цветовые каналы в Фотошопе и вы увидите, что в нем достаточно много и зеленого и даже присутствуют синие цвета. Немного, но присутствуют. (Чем светлее ч-б изображение в данном канале, тем более яркий ЦВЕТ, соответствующий этому каналу, присутствует в изображении).

Image

Что из этого следует? Что при записи цветной голограммы этот листик запишется на все три составные голограммы – красную, зеленую и синюю, в разных пропорциях, разумеется. При записи мультиплексных голограмм в «Геоле», кстати, на три просветные ч-б ж-к матрицы от видеопроекторов подают раздельно именно эти черно-белые-же (но несущие информацию о цвете – просто чудеса!) изображения-каналы. И освещают каждую матрицу своим лазером соответствующего цвета.
И восстановленное изображение соберется из этих составляющих и даст истинный цвет листика. Истинный – это, конечно, сильно сказано. Правильнее сказать, близкий (в лучшем случае) к истинному. Потому, что в процессе записи и восстановления голограммы, неизбежно возникают цветовые искажения, как по изменению абсолютного значения цвета, так и его яркости.
Но это – общая проблема передачи цвета. Посмотрите на локус цветов – ЦВЕТОВОЙ ГРАФИК МКО (1931).

Image

Его площадь – это все цвета, какие может видеть наш глаз (да и то не каждый). На самой границе – это спектрально чистые цвета, хорошим примером которых являются цвета лазерного излучения. Ближе к середине локуса цвета разбавляются белым цветом и теряют свою чистоту. В самом центре находится белый свет. Оказывается, белых светов много. Некоторые, так называемые стандартные источники, можно увидеть на фото. Например источник типа А – это свет от лампы накаливания, источник В – прямое солнечное излучение, источник Е – идеальный, равноэнергетический источник света и т.д.
Переходим к главному. Все существующие способы передачи цвета, основанные на трех базовых цветах, позволяют передать существенно ограниченную палитру цветов, воспринимаемых глазом. Посмотрите на цветовой треугольник, создаваемый люминофорами цветного кинескопа (правый график). Почти половина цветов, особенно в желто-зеленой области, теряется в нашем славном телевидении. Не лучше ситуация и в цветной фотографии. Цифра тоже не блещет шириной цветового охвата. Как ни крути, тремя точками весь цветовой локус не охватишь. Это ОБЩАЯ проблема трехцветной концепции. Надо бы перейти на 4-х или 5-и цветную, но можете себе представить все технические сложности такого перехода. Впрочем, когда-нибудь такой переход неизбежно состоится. Перешел же звук от стерео к квадро и 5-и канальному звуку. Лукас вообще пробивает 7-и канальный звук.
Опять хочется вспомнить идею Игоря о 37-и «канальном» цвете. Вот тогда всех переплюнем!

А по Липпману – это настолько серьезная вещь, что нужно или все бросить и заниматься только ею или … глотая слезы, отложить ее до лучших времен. Я пытался в свое время как-то разобраться, переписывался с Мартином – активистом по фотографии Липпмана на форуме Каминского, даже пытался записать фотографию на ПФГ-03, прижимая пластинку к зеркалу и проектируя на нее изображение со слайда диапроектором – бесполезно.
Липпман не только клал пластинку на ртуть, но и вставлял пластинку в вертикальную кювету и наливал в нее ртуть – можно было снимать в нормальным положении камеры. Делал он так же не тонкие, а толстые эмульсионные слои – что-то около 50 мкм. Зачем – непонятно. При некогерентном освещении интерференция создается в приграничном с ртутью объеме на глубине не более длины волны (потому и нужен сверхплотный контакт зеркальной поверхности с эмульсионным слоем). Правда, теория когерентности утверждает (и очень даже убедительно), что когерентность представляет собой периодическую функцию и после первого спада, через некоторую приличную разность хода пучков, когерентность опять возрастает до максимума и так много раз. Может, это обстоятельство играло роль при выборе толстослойной эмульсии. Может быть, может быть…
Игорь

Истинно цветные голограммы - возможно ли?

Post by Игорь »

Сергей, легко заметить, что если взять три основных цвета в углах этого ласкута (700нм, 515нм, 400нм), то они будут передавать почти 100% цветов, воспринимаемых глазом.
Но даже взяв тупо 3 цвета неодима (473нм, 532нм, 671нм) мы уже получим голограмму, которая отображает цвета не хуже (а то и лучше) цветной фотографии. Т.е. более чем достаточно (мы ведь все как-то "терпим" её ограниченость).
Проблема-то в том, что тремя лазерами не записать на голограмму всё это... Если, конечно, мы не о мультиплексной голографии говорим.
Locked