Да, Игорь, в силе воображения тебе не откажешь. З7 раздельно политых слоев! Тебе надо как-нибудь напроситься в «Микрон» и посмотреть, как поливают только ОДИН слой. Но, с точки зрения формальной логики, ты абсолютно прав. Можно так же спокойно полить один слой на другой. Вопрос только в толщине слоев. Если их делать хотя бы 3-4 мкм (меньше – будут проблемы с ДЭ), то общая толщина всех слоев будет более 100 мкм. А это чревовато сильной деформацией слоя при химобработке. Но это замечание исходит из текущей ситуации по фотослоям. В будущем все может измениться.
А что касается «Листопада», не забывай, что после всех фотосъемок и фотошопов, изображения вставляются в виртуальный ролик 3D Studio, и поочередно записываются на голограмму трехцветным лазером. Так что, с точки зрения голографии, здесь все стандартно – те же три базовых цвета.
Я же, пока в голове медленно копошатся мысли по развитию идеи привлечения понятия абсолютно черного тела, хочу воспользоваться известным, почти научным тезисом: «новое – это хорошо забытое старое». Имеется в виду наша старая, добрая черно-белая фотография, которая 150 лет удивляла всех своими успехами, основываясь, по существу исключительно на экспериментальных исследованиях, иногда, совершенно случайных. Вспомните, хотя бы, как предприимчивый и энергичный француз Дагер нашел способ фиксирования изображений на своих йодо-серебрянных пластинках. Столько сил он потратил на процесс очувствления серебряных пластинок парами йода, съемку при длительных экспозициях ( довел время до экспозиции с трех часов до 15 мин!), освоил оперативное проявление пластинок ПАРАМИ РТУТИ (!!!) в светонепроницаемых черных палатках (очувствление серебряных пластинок и проявление необходимо было проводить тут же, на месте съемки) а полученные изображения быстро исчезали. И вот, как-то раз, он положил отснятую пластинку в шкаф с химикатами, и через некоторое время обнаружил, что изображение на серебряной пластинке НЕ ИСЧЕЗЛО! Что должен был сделать в этом случае истинный экспериментатор, каким был Дагер? Как найти заветный химикат? Очень просто – по очереди вынимать все химикаты из шкафа и смотреть, что происходит с изображением. Так было открыто очень эффективное вещество для фиксации серебряного изображения – тиосульфат натрия, которое используется в фотографии (и в голографии) до настоящего времени. И тиосульфат натрия помог сохранить и донести до нашего времени многие дагеротипы с неповторимо мягким, проработанным изображением, сделанные еще в середине позапрошлого века.
Много позже было накоплено достаточно экспериментальных данных, которые легли в основу теории Генри-Мотта, объясняющей многие эффекты в фотографии на основе квантовых фотопроцессов, происходящих в микрокристаллах бромистого серебра.
Одной из главных проблем развития фотографии было расширение спектральной чувствительности фотопленок на весь видимый световой диапазон. Кто сейчас помнит, например, фотопластинки «Изоорто». Я еще застал в раннем детстве такие фотопластинки, практически не чувствующие красный цвет, со светочувствительностью, требующей применения штатива. Но с каким энтузиазмом работали фотографы того времени! Не слабее Дагера, Ньепса, Тальбота и других первооткрывателей фотографии.
Проблему помогли решить красители. Подбирая красители, удалось расширить спектральную чувствительность фотопленок на весь видимый диапазон. И покупая, в свое (уже далекое) время, фотопленку «Фото-65» или «Фото-130» многие даже и не задумывались, что это пленка «Изопанхром», вобравшая в себя многие достижения современной фотографии.
А что было дальше? А дальше стала развиваться цветная фотография и развиваться очень бурно. Но я не буду говорить об этом, потому, что, как это не покажется странным, для цветной голографии подходит именно черно-белый фотоматериал. Странным покажется только для новичков. Голо-ассы непременно усмехнутся – ну за кого ты нас принимаешь! Действительно, тут-то голография кардинально расходится с фотографией по способу передачи цвета. Если в цветной фотографии цвет передается непосредственно микрокапсулами красителей, находящихся в фотослое (серебряное изображение полностью удаляется из слоя в процессе химобработки), цветное голографическое изображение формируется при ДИФРАКЦИИ света на голографической решетке. Причем, КАК формируется решетка, это не столь важно, но уж точно, она не должна быть цветной. Она может быть и чисто серебряной (для амплитудных голограмм) и галоидно-серебрянной (для отбеленных, фазовых, голограмм) и даже просто нацарапанной (очень грубо выражаясь, да простят меня гиганты защитных технологий) на любой плоской поверхности (рельефные радужные голограммы). Цена вопроса – только яркость изображения и угол обзора. Цвет изображения зависит только от пространственной частоты решетки и ее ориентации.
Отлично! Что же мы имеем в свете обсуждаемой проблемы – десятилетиями обкатанный галоидно-серебряный фотоматериал, чувствительный ко всему видимому диапазону, способный записывать дифракционные решетки от многих лазерных источников и, следовательно, получать МНОГОЦВЕТНЫЕ голограммы. Какие остались проблемы? Только две. Первая проблема – получение достаточно мелкозернистой эмульсии для возможно полной регистрации многих наложенных дифракционных решеток – в принципе, решаемая даже современными технологиями синтеза фотоэмульсий. Вторая проблема – наложение многих решеток приведет к падению яркости отдельных цветных изображений. Есть ли здесь выход? Конечно, есть. Вспомните удивительную, почти феноменальную фотографию Липпмана (на форуме Каминского ей посвящен отдельный раздел). Фотография Липпмана – это прообраз голографии, потому, что при формировании изображения используются принципы интерференции и дифракции. Но эти фотографии записываются БЕЛЫМ светом и дают МНОГОЦВЕТНОЕ изображение. К сожалению, до наших дней не дошло полное описание технологии получения фотографий Липпмана, сохранилось только небольшое количество самих фотографий. Дискуссии о фотографии Липпмана не стихают и по сей день. Но в принципах ее изготовления, возможно, кроется и ключ к получению многоцветных голограмм.