Фотография Липпмана

Supported by http://www.holography.ru
holos

Фотография Липпмана

Post by holos »

Уважаемые коллеги, хочу сделать важное объявление. Уже почти полгода я вел переговоры с администрацией Политехнического Музея о возможности посмотреть на фотографии Липпмана, хранящиеся в запасниках музея. О наличии этих двух фотографий я случайно узнал от научного сотрудника музея Жэковой Татьяны Лаврентьевны, когда приходил подстроить лазер в голографическом разделе выставки. С тех пор меня не покидало желание и самому посмотреть на эти фотографии и договориться о возможности показать эти фотографии всем заинтересованным коллегам. Началась длительная работа по согласованию различных вопросов. Пришлось даже писать письмо директору Музея с обоснованием моего предложения. Не буду описывать всю эту длительную процедуру, скажу сразу, что в минувший четверг я был в Музее, в архивном фонде и нам, с Татьяной Лаврентьевной, главный хранитель принес две фотографии Липпмана. Надев специальные перчатки, я осторожно вытащил фотографии из упаковки из черной бумаги. Фотографии размером около 7*7 см были сняты на довольно толстые фотопластинки (4-5 мм) и к ним были приклеены стеклянные призмы, как я понял, для разделения изображения и отражений от стеклянной подложки.

На одной фотографии был снят спектр белого источника, довольно слабый по яркости, но на другой фотографии было превосходное изображение деревенского дворика. Деревянный дом, в обрамлении деревьев. Цвета были такие яркие и чистые, что сначала показалось, что это был слайд в мощном диапроекторе. А я сознательно не стал включать настольную лампу, чтобы не рисковать сохранностью фотографий, мы смотрели изображение под общим освещением. Резкость изображения тоже впечатлила. Впрочем, фотография позапрошлого века еще не была двухступенчатой (негатив-позитив) и объектив проектировал изображение сразу на конечный фотоматериал (дагерротип, стеклянную фотопластинку и т.д.).
На задней стороне пластинок запись по-немецки. Эти фотографии сделал не сам Липпман, а его коллега, немец Нейгауз. И дата – 1901 г.

Там же, в архиве, мы обговорили условия демонстрации фотографий. Итак, все желающие посмотреть на фотографии Липпмана (а так же, возможно фотографии Дагера и Тальбота – я очень попросил их тоже показать) могут прийти в Политехнический музей 23 Мая (суббота) к 11 часам. Я попросил выставить фотографии в конференц-зале, где много места и есть доска, на которой можно будет наиграть схемы получения фотографий и просто, поговорить о фотографии и голографии. Фотографии будут выставлены только на ОДИН час, так что прошу не опаздывать.

Прошу следить за этим сообщением, я буду уточнять детали – где мы встречаемся, как пройти в конференц-зал и т.д.

Прошу так же моего коллегу Сагоконя, непререкаемого авторитета в Липпмановской фотографии, дать в этом разделе несколько ссылок на публикации, касающиеся фотографии Липпмана, желательно, выложенные в Интернете, чтобы все могли предварительно ознакомиться с этим выдающимся достижением физики. И, если можно, выслать мне по эл. почте качественную фотографию Габриэля Липпмана.

Пока прилагаю две ссылки по данному вопросу:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/167250
http://dbserv.pnpi.spb.ru/ioc/ioc/line0856/n3.htm
Gall

Фотография Липпмана

Post by Gall »

Я где-то слышал, что Липпман использовал в качестве зеркала ртуть, к поверхности которой прижимал только что изготовленную, еще мокрую фотопластинку, получая таким образом тесный контакт без иммерсионных жидкостей. Из-за этого фотопластинка должна была находиться горизонтально, под углом 90 градусов к оси объектива. Не для этого ли потребовались призмы?
holos

Фотография Липпмана

Post by holos »

Думаю, ртуть сама работает, как имерсионная жидкость. К тому же, пластинка после высыхания сдвинет все цвета. А на схемах в доступных источниках клина при записи не видно.
Sogokon'A

Фотография Липпмана

Post by Sogokon'A »

Спасибо, Сергей Петрович. Я очень рад, что задумки 2004 года начинают реализовываться, пусть даже в 2009-ом.. Я знал, что попасть в хранилище Политехнического музея сложно, но то, что ни перестройка, ни демократизация этот процесс не упростили - меня удивило. Меня также удивило и то, что Вам показали только два снимка. В 80-х годах там было 4 снимка: два снимка Нейгауза - заклеены и с призмами, и два снимка размером 9х12 (непрерывный спектр) без призм и без защиты. Это снимки Усагина. Второй снимок Нейгауза представлял прекрасный непрерывный спектр. Было трудно поверить, что это снимок, так как постоянно преследовало чувство, что смотришь в окуляр спектроскопа.
holos wrote: Фотографии размером около 7*7 см были сняты на довольно толстые фотопластинки (4-5 мм) и к ним были приклеены стеклянные призмы, как я понял, для разделения изображения и отражений от стеклянной подложки.
Совершенно верно, призмы служат для устранения отражения от передней границы раздела. Это повышает соотношение сигнал/шум. Здесь уместно заметить, что вместо призмы можно было нанести просветляющее покрытие. Поэтому просветление подложек для голограмм - это не причуда, а необходимость для перехода на следующую ступеньку качества. А наши предшественники, как видите, в физике толк знали, и решили эту проблему, даже не имея технологии просветления.
Цвета были такие яркие и чистые, что сначала показалось, что это был слайд в мощном диапроекторе. А я сознательно не стал включать настольную лампу, чтобы не рисковать сохранностью фотографий, мы смотрели изображение под общим освещением.


Не стоит переживать по поводу сохранности фотографий. Вы же не переживаете, когда освещаете голограммы галогенками, светодиодами, лазерами и прямым солнечным светом. Липпмановский симок – это мелкозернистая фотоэмульсия, проявленная физическим проявителем и отбеленная двухлористой ртутью. Ну, чем не голограмма? Они пролежали 100 лет, и пролежат еще столько же, приводя в восхищение наших потомков. Ведь мы же так и не научились делать лучше…
Резкость изображения тоже впечатлила.
Это комплимент не оптике прошлого столетия и не мастерству автора снимка. Это комплимент липпмановскому методу. Высокая резкость изображения обусловлена дифракционной природой липпмановского изображения. Впервые эффект увеличения резкости я увидел с помощью «липпманоскопа» – устройства, которое одновременно проецировало на экран два изображения, одно в проходящем свете, а второе в отраженном. Изображение в проходящем свете не имело особенностей – обычное качество обычного слайда. А вот в отраженном свете изображение было таким, как будто его подвергли крутой шарпенизации в фотошопе. Это можно увидеть в солнечном свете и без объектива, хотя и не так ярко.
262e.JPG
262e.JPG (23.01 KiB) Viewed 5911 times
e.JPG
e.JPG (26.76 KiB) Viewed 5908 times
Следует заметить, что липпмановский снимок может устранять и такой недуг, как астигматизм. Это показал Геннадий Костылев. Он взял две спектральные линии, размытые астигматизмом так, что при стандартной и привычной нам фоторегистрации они не разрешались, а затем устроил липпмановскую регистрацию, при тех же настройках. В результате, на липпмановском снимке линии прекрасно разрешаются, а об астигматизме напоминает только размытый фон. Все дело в том, что липпмановский снимок регистрирует не квадрат модуля вектора напряженности электрического поля, как это делают все известные фоторегистрирующие системы, включая и наш родной глаз, а автокорреляционную функцию волнового процесса с учетом всех векторных соотношений. Можно сказать, что липпмановский снимок – это «глаз с особым видением». Поэтому он и отделил истинную сущность спектральных линий от привнесенных прибором астигматических искажений. Как посмотрит этот «глаз» на сферическую или хроматическую аберрацию – вопрос открытый. В англоязычной части форума один member пожелал сделать липпмановский снимок без объектива, т.е. камерой-обскурой. На первый взгляд пустая и бессмысленная затея, но на самом деле это важный научный эксперимент. И я не берусь предсказывать результат. Вполне вероятно, что там нас поджидает какой-то сюрприз.

К сожалению, я не смогу приехать на эту презентацию, но расскажу, на какие моменты нужно обратить особое внимание, и какие эксперименты я бы сделал.
1. Внимательно рассмотрите стекла во входной двери домика. Отражается ли в них что-нибудь. Дверь расположена в глубине тамбура, а, следовательно, в тени. На обычной фотографии вместо двери был бы абсолютно черный прямоугольник.
2. Рассмотрите (а лучше сфотографируйте) через лупу границу раздела между чистыми цветами (красный-синий, синий-желтый, красный-зеленый).
3. Очень хочется увидеть структуру изображения (увеличенную) в углах снимка. Особенно, если там есть ветки деревьев, да еще на фоне неба. Это даст некоторое представление о том, что делает липпмановский снимок со сферической и хроматической аберрациями.
4. Я как-то уже писал:
Липпмановский снимок непрерывного спектра – это значительно больше, чем просто адекватная передача цвета спектральных компонентов. Это сам спектральный прибор! Точно также как голограмма линзы выполняет функции самой линзы, так и липпмановский снимок непрерывного спектра выполняет функции того спектрального прибора, на котором получен. Если осветить такой снимок излучением, скажем, ртутной лампы, то непрерывный спектр мы уже не увидим. Мы увидим спектр ртути! А в свете гелий-неонового лазера будет видна только одна узенькая полосочка в том месте, где выполняется условие Брэгга.
Сейчас получили широкое распространение энергосберегающие лампы. Я думаю, что они используются и в Политехническом музее. У этих ламп очень простой линейчатый спектр излучения. Примерно такой (спектр получен с помощью спичечного коробка и компакт-диска).
100_0003a.jpg
100_0003a.jpg (12.91 KiB) Viewed 5909 times
Так вот, липпмановский снимок непрерывного спектра (снимок Нейгауза) нужно поднести под такую лампу и сфотографировать спектр излучения. Тот, кто хоть раз в жизни пробовал увидеть или сфотографировать спектр чего-либо, например, с помощью монохроматора УМ-2 , сразу оценит преимущества липмановской фотографии как спектрального прибора. Особую ценность представляет эксперимент с лазерной указкой – ширина полоски на спектре позволит оценить разрешающую способность фотографии-спектроскопа.

На сегодня хватит, остальное завтра.
holos

Фотография Липпмана

Post by holos »

Вот, насчет «непререкаемого авторитета» я был прав. Масса ценной информации. Завтра обязательно позвоню Жэковой, узнаю, сохранились ли у них фотографии Усагина. Я еще аккуратно давлю на возможность посмотреть дагерротип и первые (абсолютно ПЕРВЫЕ) снимки Ньепса на асфальте и первые (действительно ПЕРВЫЕ) галоидно-серебряные снимки Тальбота, еще без желатины. Эти драгоценные реликвии хранятся в Политехническом музее. Все это посмотреть было бы слишком хорошо. Постараюсь поснимать, но не уверен, что разрешат.

Появились уточнения насчет организации просмотра. Мы должны подойти к 11 часам в субботу к 1-му подъезду Музея. Это с правой стороны здания относительно Лубянки. И спуститься в раздевалку. Там и собираемся. Скорее всего, придется купить входной билет, завтра уточню, сколько стоит.
Фотографии принесут в зал Оптики. Это даже лучше, чем в конференц-зал, потому, что нам откроют и зал голографии, и мы можем посмотреть интересные экспонаты и, в первую очередь, уникальную установку Ю. Н. Денисюка, на которой он записал свои первые голограммы, записал, когда еще не было лазеров, пользуясь ртутной лампой с узкополосными фильтрами.

Если кто-то опаздывает или имеются вопросы, звоните мне по телефону 8-916-6517429.
holos

Фотография Липпмана

Post by holos »

Да, хорошо мечтать, сидя на крылечке :( . Бумаги по оформлению выноса ДВУХ экспонатов из фонда музея уже гуляют по кабинетам и пробить вынос еще парочки экспонатов (дагерротип и др.), похоже, уже не получится. Ладно, в следующий раз. Зато сконцентрируемся на главном.

Цены на билеты: для школьников – 40 руб., для студентов – 50 руб., для взрослых – 100 руб. Есть вероятность, если все придут вовремя, оформить групповую экскурсию, но это как гипотеза. Можете ознакомиться с Музеем на сайте: http://eng.polymus.ru/rv/
Sogokon'A

Фотография Липпмана

Post by Sogokon'A »

Расскажу, что еще мне удалось увидеть в Политехническом музее до того, как нашлись липпмановские фотографии. Во-первых, такая уникальная вещь, как дагерротипная стереопара. Размер, примерно 6х6, исключительного качества и, как будто, вчера сделанная. По меркам сегодняшнего дна сюжет банальный, а по меркам 19 века это, наверное, была эротика. Изображена молодая женщина в одежде не для бала с небрежно оголенным плечом. Расстояние между снимками очень маленькое для того, чтобы можно было совместить их простой аккомодацией глаз. Поэтому, их нужно сфотографировать по отдельности, и на экране монитора подобрать необходимое расстояние между снимками. После этого можно и распечатать.

Обязательно посмотрите автохром! Тогда Вы точно «проникнитесь» моей идеей внедрения автохрома в цветную голографию и липпмановскую фотографию. По крайне мере одна пластинка там была. Точно уже не помню, но кажется, 9х12. Изображен натюрморт с бархатом. Обратите внимание на цвет и структуру в складках бархата. Было бы неплохо сфотографировать через лупу структуру зерен. Шестикратной лупы должно быть достаточно для того, чтобы рассмотреть и сфотографировать зерна.

Пару слов о съемке. Все эти экзотические виды фотографий нужно рассматривать только при искусственном освещении, и только от лампочки накаливания, и только под потолком. При фотографировании не использовать фотовспышку. Лучше отключить эту опцию, что бы автомат сам случайно не шлепнул. Поэтому желательно захватить с собой штатив, хотя бы ручной.

Неизгладимое впечатление оставила платиновая фотобумага. Фотобумагой в нашем понимании ее трудно назвать. Это обычный ватман, в который каким-то образом ввели платиновую соль (во были времена!) и напечатали изображение. Восхищает абсолютная чернота, серебро такой черноты не дает даже под глянцем.
holos wrote: Я еще аккуратно давлю на возможность посмотреть дагерротип и первые (абсолютно ПЕРВЫЕ) снимки Ньепса на асфальте и первые (действительно ПЕРВЫЕ) галоидно-серебряные снимки Тальбота, еще без желатины. Эти драгоценные реликвии хранятся в Политехническом музее. Все это посмотреть было бы слишком хорошо. Постараюсь поснимать, но не уверен, что разрешат
А вот снимки на асфальте я не видел. По сути это первое использование фотополимеризации.

При такой напряженной программе, вы вряд ли управитесь за час. Поэтому, может быть, имеет смысл сделать сериал - периодически посещать музей и каждый раз по конкретному типу изображений.
Sogokon'A

Фотография Липпмана

Post by Sogokon'A »

holos wrote:Да, хорошо мечтать, сидя на крылечке :( . Бумаги по оформлению выноса ДВУХ экспонатов из фонда музея уже гуляют по кабинетам и пробить вынос еще парочки экспонатов (дагерротип и др.), похоже, уже не получится. Ладно, в следующий раз. Зато сконцентрируемся на главном.
Ну вот сериал получился сам собой.
holos

Фотография Липпмана

Post by holos »

Да уж, если бы все эти сокровища удалось вынести из «закромов» Музея, можно было бы устроить Всероссийский сбор ПОКЛОННИКОВ ФОТОГРАФИИ с последующими народными гуляниями по улицам и набережным столицы и ночным фейерверком :dance: .
Посему рассматриваю завтрашний показ, как проверку готовности музея к таким инициативам.

По программе встречи изменений нет. Собираемся к 11 часам. Если кто-то опоздает, пусть самостоятельно ищет отдел Физики и зал Оптики и Голографии. Фотографии Липпмана будут экспонироваться до 12 часов.
И захватите зонтики – после обеда в Москве ожидаются грозы.
Sogokon'A

Фотография Липпмана

Post by Sogokon'A »

Вот не зря вы пошли смотреть Липпмановские фотографии. В «новостях науки и техники» речь идет о болванке всего на 500 гигабайт. А при использовании белого света (400-800нм) при липпмановской регистрации теоретический предел составляет 3,6 терабайта! Но здесь ясен и понятен принцип регистрации, а что предлагает General Electric – кот в мешке. А может быть липпмановский под названием голографический?
Locked