Фотография Липпмана

Supported by http://www.holography.ru
holos

Фотография Липпмана

Post by holos »

Только что позвонила девушка, уточнила, состоится ли показ фотографий. Это радует. Готовлю первой позвонившей скромный презент :)
holos

Фотография Липпмана

Post by holos »

Итак, встреча с фотографиями Липпмана состоялась! В Политехнический музей приехало 5 человек. Трое ребят из Москвы, двое – из Подмосковья, причем не совсем ближнего (Коломна, Новомосковск). Приехали, оторвавшись от, несомненно, приятных забот выходного дня, предпочтя им прикосновение к истории фотографии, истории чрезвычайно интересной, истории не законченной, но постоянно развивающейся и в наши дни.

Организационная часть нашей встречи прошла без проблем. В 11 часов все, кроме одного опоздавшего, собрались в зале оптики, в кабинете сотрудников музея. Татьяна Лаврентьевна принесла две фотографии Липпмана и мы принялись их рассматривать. К сожалению, были определенные проблемы с освещением. Оказалось, что для качественного освещения фотографий Липпмана лучше всего подходит равномерно освещенный диффузный экран большого размера. Т. е., небо.
Lippman_01.jpg
Lippman_01.jpg (83.88 KiB) Viewed 5244 times
Но небо за окном было затянуто тучами, моросил мелкий дождик и, поэтому, яркость изображения была умеренной. Попробовали осветить фотографии настольной лампой с лампой накаливания и люминесцентной лампой. В обоих случаях угол обзора изображения оказался небольшим. Тем не менее, все неповторимые особенности фотографии Липпмана были отчетливо заметны. Я вытащил список вопросов Согоконя и мы принялись изучать заданные вопросы. Получилось вот что.
1. Стекла входной двери на фотографии были закрыты занавесками, поэтому увидеть отражение от стекол нам не удалось.
2. Цветных полос на границах раздела цветов замечено не было, хотя Татьяна Лаврентьевна нашла для нас хорошую линзу.
3. То же можно сказать и о резкости на краях изображения – она довольно однородная по полю фотографии.
Lippman_02.jpg
Lippman_02.jpg (91.68 KiB) Viewed 5240 times
4. Больше всего мы возились с фотографией спектра. Пытались увидеть спектр люминесцентной лампы, я принес и лазерную указку и зеленый светодиод, Василий Кузнецов принес целый арсенал мощных лазерных диодов, но увидеть четкий спектр всех этих источников не удалось. На отражение постоянно возникало размытое пятно. Надо проанализировать этот вопрос. Возможно, были допущены ошибки при освещении фотографии. Но время у нас было ограничено, надо было посмотреть и зал Голографии и попытаться сфотографировать фотографии Липпмана и хоть немножко обсудить неимоверное количество вопросов, возникших входе нашей встречи.
Татьяна Лаврентьевна пригласила нас в свой кабинет, угостила чаем и мы, в очень уютной обстановке тихого кабинета, заполненного интереснейшими экспонатами и книгами, обстановке, чрезвычайно располагающей к беседе о тончайших деталях фотопроцесса, переходя от Липпмана к Дагеру и обратно, закончили эту интересную встречу сильно перебрав оговоренное с администрацией время.
Lippman_03.jpg
Lippman_03.jpg (101.65 KiB) Viewed 5236 times
На фото слева направо: Владимир Войтенко (Новомосковск), Евгений Радлов (Москва), Нескребин Денис (Москва), Василий Кузнецов (Москва), Ирина Николаева (Коломна).

У каждого из нас свое дело, своя работа, Василий Кузнецов, вообще, еще вчера (буквально!) был школьником, успел собрать несколько мощных лазерных диодов и сделать импульсный (!) лазер, а сегодня уже решительно «врубается» в тонкости фотографического процесса. Но нас объединил, собрал один, общий интерес к фотографии, которая при своем почтенном возрасте 170 лет (Дагер опубликовал свое изобретение в 1839 г.) еще не раскрыла всех своих возможностей. Кстати, Ирина и Евгений узнали о показе фотографий Липпмана на сайте forum.pinhole.ru/, питерском сайте, собравшем энтузиастов нетрадиционной фотографии, куда Алексей Гонтарь послал объявление о нашем мероприятии http://forum.pinhole.ru/index.php?topic=3055.0

По фотографиям Усагина информация более чем печальная – они полностью выцвели. Возможно, был проведен некачественный химпроцесс, возможно, повлияла внешняя среда – эмульсионный слой не был защищен стеклом.

Фотокопии фотографии Липпмана чуть позже покажет Василий Кузнецов. Он пришел с приличной зеркалкой и штативом и сделал качественные фотографии, насколько это позволило имеющееся освещение.

В заключении хочу поблагодарить научного сотрудника Политехнического музея, Жэкову Татьяну Лаврентьевну, за неоценимую помощь в организации демонстрации фотографий Липпмана и просто за сочувствие и понимание того, что разобраться во всех тонкостях фотографии невозможно без знания ее истории.
Sogokon'A

Фотография Липпмана

Post by Sogokon'A »

Начиная с 18 по Москве, я каждый час заходил на форум в ожидании новостей из музея. Но когда прочитал – был разочарован. Оказалось, что инструктаж я провел очень плохо. Хорошо, что действия разворачивались в музее, а не в открытом космосе. Сейчас постараюсь исправить положение. Для рассматривания и фотографирования липпмановских снимков нужен рассеянный свет, лучше отраженный от матового белого экрана. Вот на скорую руку собрал демонстрационную схему для фотографирования спектров. Циферблат – это диафрагма, сквозь которую проходит пучок от ртутной лампы. На переднем плане лист бумаги, освещенный лампой. Рассеянный свет освещает липпмановский снимок. В данном случае это липпмановский снимок солнечного диска на БХЖ
Img_0605.jpg
Img_0605.jpg (21.12 KiB) Viewed 5216 times
Img_0611.jpg
Img_0611.jpg (9.62 KiB) Viewed 5211 times
Точку съемки нужно выбрать так, чтобы в липпмновском снимке отражался освещенный экран. Обратите внимание на цвет экрана и на цвет снимка. Снимок преимущественно отражает желтую линию ртутного спектра, и игнорирует остальные. Уже на этом снимке просматриваются концентрические окружности интерференционных полос. При макросъемке в желтой линии получается вот такое замечательное Солнышко.
солнце260.jpg
солнце260.jpg (63.22 KiB) Viewed 5211 times
Толшина эмульсии БХЖ около 20 мкм. Липпман и его последователи делали эмульсии толщиной 100-200мкм. А это значит, что спектральная селективность на их снимках гораздо выше, чем у меня на БХЖ Поэтому очень тонкие линии вы и не заметили на фоне общей засветки. Да и длина полоски спектра тоже не способствовала этому.
holos wrote:1. Стекла входной двери на фотографии были закрыты занавесками, поэтому увидеть отражение от стекол нам не удалось.
Очень интересно, кто же это вешает занавески на входной двери снаружи? Может быть, это занавески за стеклом, внутри помещения. Обычно так делают. Нужно рассмотреть снимок еще.
2. Цветных полос на границах раздела цветов замечено не было, хотя Татьяна Лаврентьевна нашла для нас хорошую линзу.
3. То же можно сказать и о резкости на краях изображения – она довольно однородная по полю фотографии.
Это хорошая новость.
По фотографиям Усагина информация более чем печальная – они полностью выцвели. Возможно, был проведен некачественный химпроцесс, возможно, повлияла внешняя среда – эмульсионный слой не был защищен стеклом.
Они были и тогда слабые, дифракционная эффективность не больше 10%. Они выглядели точь-в-точь как неотбеленные голограммы на ПФГ. Если мне не изменяет память, одна пластинка была явно перепроявлена, а вторая – недоэкспонирована. Непрерывный спектр был длиной почти все 12 сантиметров и с небольшим провалом в зеленой области.
holos

Фотография Липпмана

Post by holos »

Ждал, когда Василий Кузнецов разместит свои фото на форуме и после этого ответить. Но что-то он задерживается, наверное, уже начал готовиться к поступлению в институт :doh:

Конечно, ждать от первого знакомства с фотографиями Липпмана детального их анализа невозможно. Когда эмоции перехлестывают через край только оттого, что ты просто держишь в руках эти замечательные фотографии, так похожие на другие для непосвященных глаз и такие значимые, когда ты знаешь уникальные особенности их изготовления, и когда все чувства объединяются в одно – ВОСХИЩЕНИЕ от осознания торжества научной мысли, мысли, не знающей временных рамок и ограничений.

Теперь по существу. Я согласен и уже написал, что диффузный экран является необходимым условием для качественного наблюдения фотографий Липпмана. Когда я первый раз смотрел на них в хранилище, погода была вполне сносной, и свет от окна позволил получить яркое, качественное изображение. Вчера погода подвела, тут ничего не поделаешь. Но мы все же смогли увидеть и оценить все особенности фотографий Липпмана. Более того, Татьяна Лаврентьевна сказала, что в музее планируют сфотографировать многие экспонаты для каталога, в т. ч., фотографии Липпмана (уж не повлияла ли наша инициатива?). Я тут же предложил провести тестовую съемку при всех необходимых условиях (диффузный экран и т.д.), на что получил согласие. Так что с фоторепродукциями вопрос еще далеко не закрыт.

Занавески наверняка повешены за окном. Но они все равно мешают увидеть отраженный свет. Возможно, при лучших условиях освещения что-то удастся разглядеть.

Теперь вопросы по вашим замечательным фотографиям. Уже давно идет дискуссия, какая толщина была у Липпмановских эмульсионных слоев? При отсутствии когерентности в солнечном свете, можно ожидать глубину интерференционной картины всего на несколько периодов над поверхностью ртути, т. е., в лучшем случае, на пару мкм. Хотя у функции когерентности есть и высшие порядки, но они быстро затухают по амплитуде и интересны только для высококогерентных источников. Зачем тогда нужна такая толщина – 200 мкм? Вы писали фотографию на БХЖ пластинке с толщиной слоя 20 мкм и получили отличный результат. Есть цветные пластинки ПФГ-03с c толщиной эмульсионного слоя более 10 мкм. Может, и на них можно записать полноцветную фотографию Липпмана?
И как вы пользовались ртутью? Не было проблем?
sifun

Фотография Липпмана

Post by sifun »

Всем доброго времени суток!
А вот и фоторепродукции
Image
Image
Image
Если есть желание более детально рассмотреть фотографии, есть версии с высоким разрешением.
По востребованию можно отправить оригинальные файлы с камеры.
Все фотографии сделаны с разрешения администрации Политехнического Музея.
Sogokon'A

Фотография Липпмана

Post by Sogokon'A »

holos wrote: Уже давно идет дискуссия, какая толщина была у Липпмановских эмульсионных слоев? При отсутствии когерентности в солнечном свете, можно ожидать глубину интерференционной картины всего на несколько периодов над поверхностью ртути, т. е., в лучшем случае, на пару мкм. Хотя у функции когерентности есть и высшие порядки, но они быстро затухают по амплитуде и интересны только для высококогерентных источников. Зачем тогда нужна такая толщина – 200 мкм? Вы писали фотографию на БХЖ пластинке с толщиной слоя 20 мкм и получили отличный результат. Есть цветные пластинки ПФГ-03с c толщиной эмульсионного слоя более 10 мкм. Может, и на них можно записать полноцветную фотографию Липпмана?
И как вы пользовались ртутью? Не было проблем?
Мы все хорошо знаем, что существуют незыблемые законы Природы. Но существуют и «грабли Природы», которыми она защищается от «назойливых» исследователей. Приведенная выше ситуация и описывает эти грабли. На них наступали, наступают, и будут наступать еще не раз.

Да, действительно, длина когерентности белого света мизерна. Но фишка в том, что стоит лишь слегка вмешаться в спектр, как ситуация резко изменяется. Возьмем непрерывный спектр 400-800 нм. и вырежем узкую линию в районе 600 нм. В результате у нас получилось 2 источника со спектрами 400-600нм и 600-800нм, которые в результате интерференции дадут узкий всплеск, где-то в глубине эмульсии. Записав стоячую волну в толстой эмульсии мы обнаружим потерю линии в 600нм, а записав ее скажем в слое 2-3 мкм, мы такую мелочь не заметим. Поэтому толщина эмульсии – это вопрос точности воспроизведения спектра падающего излучения. С этим вопросом разбирался Айвс в начале 20-го века. Он делал срезы эмульсии и считал под микроскопом количество периодов стоячей волны, и насчитывал их до 250. И более того, он обнаружил, что при прочих равных условиях разные проявители дают разный контраст полос на разных глубинах в эмульсии. И это приводит к разным визуальным результатам. Толщину меньше чем 5 мкм он не рекомендовал для использования. Поэтому, голографические пластинки вполне пригодны для липпмановской фотографии. Вопрос только в спектре их чувствительности.
Все вопросы о длине когерентности широкополосных сигналов снимает простой эксперимент с кольцами Ньютона.
Rings3.jpg
Rings3.jpg (105.43 KiB) Viewed 3941 times
Теперь о ртути. Это тоже грабли Природы. С 1984 года липпмановские снимки я делал «без ничего»! Френелевского отражения, с которым вы так упорно боретесь в голографии, вполне достаточно для организации полноценных стоячих волн. Я об этом писал в статьях, заявках и на форумах. Я, правда не знаю с какого времени, но отражателем не пользуются Darran Green, H. Bjelkhagen и W.Alschuler.
Sogokon'A

Фотография Липпмана

Post by Sogokon'A »

sifun wrote:Всем доброго времени суток!
А вот и фоторепродукции
Image
Image
Image
Если есть желание более детально рассмотреть фотографии, есть версии с высоким разрешением.
По востребованию можно отправить оригинальные файлы с камеры.
Все фотографии сделаны с разрешения администрации Политехнического Музея.
Для человека, который только что закончил школу это хорошее начало научной деятельности. Спасибо за снимки, Василий. Схему для оптимального фоторепродуцирования липпмановских снимков с призмой я нарисую чуть позже.
sifun

Фотография Липпмана

Post by sifun »

Это не начало всей деятельности, это начало для голографии! В основном я занимаюсь высоким напряжением и мощными твердотельными лазерами.
Попал сюда с лазерс.орг.ру. За что огромное спасибо VladimirLM.
Заинтересовался голографией. Теперь ищу одночастотный лазер среди многочисленных ДВД.
Кстати, на фото хорошо видно при освещении ЛДС, глазами существенно лучше видно при дневном свете.
И всё же, есть ли успешные современные липпмановские фотографии? Реально ли это сделать?
Sogokon'A

Фотография Липпмана

Post by Sogokon'A »

sifun wrote:И всё же, есть ли успешные современные липпмановские фотографии? Реально ли это сделать?
Да, естественно! Darran Green все делает сам: синтезирует эмульсию, поливает пластинки, экспонирует, проявляет. И все у него получается. Усагин тоже делал все сам, причем у него получалось лучше, чем у самого Липпмана, и именно снимки Усагина Липпман демонстрировал на Всемирной выставке в 1900 году. А на бихромированной желатине с ртутной лампой, так оно само все получается, правда в этом случае изображение выходит псевдоцветное и в этом есть определенный шарм. Снимок Солнца, который я привел выше, это прямая липпмановская регистрация в фокальной плоскости телескопа. Сделал этот снимок я в 1986 году. Практически вся литература по липпмановской фотографии собрана на англоязычной части этого форума. Если собираетесь этим заняться, можете рассчитывать на мою поддержку и помощь.
sifun

Фотография Липпмана

Post by sifun »

Хотелось бы, но сложно это.
Где можно подробно прочитать технологию изготовления?
Locked